Справка о «движении восстановленных станиц»
Общая характеристика. Социологические исследования, проводимые в начале 90-х, 2000-х и в 2008
годах на территории Южного Федерального Округа (далее: ЮФО) показали, что в здесь существует региональная этно-национальная казачья идентичность. 34,5 % жителей считают себя казаками, что составляет около 5,3 млн. человек,из которых более половины относит себя к казакам по происхождению. При этом около 49, 3 % всего населения в «основном поддерживает» движение за возрождение казачества[1].
Население, относящее себя к казачеству.
Первая -постоянная группа – собственно казаки, практикует «казачье возрождение» последние 27 лет. Состоит из представителей репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общности (народа) казаков, объединенных осознанной исторической памятью о коренном происхождении, устойчивыми социально-хозяйственными и культурными связями, элементами местного традиционного (обычного) казачьего самоуправления. Оценочная численность в ЮФО составляет около 3,3 млн. чел.
Вторая – переменная группа — так называемое казачество, состоит из разнородных подгрупп населения, в основном славянского происхождения, а так же потомков казаков, которые периодически используют региональную (казачью) идентичность по разным основаниям в т. ч. как «бренд» патриотизма и политической лояльности для получения преференций (члены казачьих обществ,включенные в государственный реестр РФ (далее: госреестр) и иных общественных и политических объединений).
Существующие проблемы. В управление экономической сферой ЮФО не учитывается то, что боле 2/3 территории являются местами исторического и традиционного проживания репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общности казаков (далее: казаки), в отношении которой не завершен процесс реабилитации. Основными сопутствующими деструктивными факторами в местах исторического и традиционного проживания казаков являются: – неразвитость социально-экономической инфраструктуры; неконтролируемая миграция как основа демпинговой конкуренции на местном рынке труда;незавершенность реформы территориально-административной структуры управления[2]; дефицит бюджетообеспеченности муниципалитетов и предоставление бюджетных услуг по минимальным обязательным стандартам, лицам, мигрировавшим на территорию субъекта федерации и не включившимся в процесс формирования бюджета в течение года, приводит к фактическому изъятию финансовых средств из местных бюджетов, сформированных за счет налоговых платежей представителей традиционного сообщества.
В социально-политической сфере, основная масса населения ЮФО, относящая себя к казакам (34,5%) считает, что его интересы или «не учитываются» или «учитываются слабо».Причины этого:
— низкий уровень присутствия казаков в системе представительных и исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления в местах их проживания, сопровождается противодействием реализации местного традиционного казачьего самоуправления, как основной формы политической и территориальной реабилитации;
— отсутствие в программах парламентских «системных» партий задач, прямо связанных с развитием казачества, направленных на оформление бюджетных обязательств по социально-экономическому развитию мест исторического и традиционного проживания казаков;
— устранение органов государственной власти от обязанностей по исполнению федерального законодательства о реабилитации в отношении собственно казаков;
— не сформирована система обязательств государства по основным видам государственной и иной службы в отношении казачьих обществ, включенных в госреестр, что привело к оттоку из этих некоммерческих организаций и сделало актуальным поиск более радикальных средств воздействия на власть.
В настоящее время отсутствует социально — политический механизм, который обеспечивает учет интересов казачества в политэкономической жизни страны, что оценивается собственно казаками как их дискриминация.
Сценарий развития политических событий при «статус-кво». Развитие «украинского кризиса» и выдавливание казаков из «Новороссии», международные санкции способствуют росту воинственного патриотизма, милитаризации массового сознания и повышению внутренней напряженности, что объективно вызывает необходимость поиска новых мобилизационных форм организации жизнедеятельности коренного населения. В целом эти факторы делают «стержнем» избирательной президентской компании 2018 г. — идею национально ориентированного патриотизма. Этому, в конкретных условиях ЮФО, наиболее соответствует сложившийся образ казачьего возрождения. Тем самым задаются основные параметры пропагандистских кампаний как «системных» партий, так и иных потенциальных участников, которые настроены конфронтационно в отношении действующего Президента России В.В. Путина.
Для влияния на электоральное предпочтение казаков в президентских выборах 2018 г. целесообразно на федеральном и региональном уровне поддержать меры, предлагаемые «движением восстановленных станиц» (далее: движение), по преодолению социально-политического напряжения в ЮФО, а так же совершенствованию государственной политики в отношении казачества, через реабилитацию репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общности казаков в местах их исторического и традиционного проживания.
Территория движения, сформировавшегося к концу 2016 г.[3]охватывает восстановленными казачьими станицам и в настоящее время муниципальные образования ряда областей: Волгоградской – 4, Ростовской области – 11, Омской – 1; проявлен активный интерес в Ставропольском и Краснодарском краях; перспектива развития выявляется в Поволжском и Сибирском федеральных округах. Движение постоянно расширяется как внутри указанных субъектов федерации, так и вне их границ, приобретая общероссийский характер.
Базу движения составляют представители репрессированной общности казаков. Их численность для страны в целом оценивается в 3,5 — 4 млн. чел.
Правовое положение«восстановленных станиц» определяется законодательством РФ[4], как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления и организация участия его в местном самоуправлении в соответствии с историческими казачьими традициями.
Цель движения восстановленных станиц в политико-правовой сфере восстановление исторической справедливости и оформление казачьих станиц в качестве субъекта национально-государственных правовых отношений, который правомочен решать вопросы реабилитации (политической, территориальной, культурной, возмещение ущерба) репрессированной общности (народа) казаков.
Основные организационные и правовые мероприятия(политической и территориальной) реабилитации предусматривают в существующих административных границах и структуре органов местного самоуправления,государственной власти в составе субъектов Российской Федерации:1)организацию волеизъявление на самоопределение казаков и обеспечение их непосредственного участия в решении вопросов реабилитации; 2)восстановление станиц и формирование органов казачьего местного станичного самоуправления,а так же регионального управления, при этом:
— не пересматриваются сложившиеся административные и национально-государственные границы;
— не присваиваются властные полномочия уже существующих территориальных муниципальных и государственных органов власти, так как в перечне задач и функции их отсутствуют вопросы, связанные с реабилитацией, а казачьи органы станичного и регионального управления входят в структуру существующей власти именно с этими полномочиями;
— не нарушаются права граждан, которые не относят себя к казакам, так как полномочия, задачи и функции формируемых органов местного казачьего самоуправления распространяются в отношении населения, которое в ходе волеизъявления добровольно относит себя к казакам как репрессированной общности;
Цель движения в социально-экономической сфере -организация зон опережающего социально-экономического и культурного развития территорий исторического и традиционного проживания казаков.
Основные направления движения в достижении указанной цели:
— восстановление экономических основ традиционного образа жизни и казачьего землепользования, адаптированных к современным условиям через создание народных предприятий, обеспечивающих занятость населения и увеличение его доходов;
— создание благоприятных инвестиционных и налоговых режимов для зарегистрированных здесь отечественных и иностранных субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
— развитие вертикально интегрированной кооперации в производственной, сбытовой, финансовой сферах и природосберегающих производственных технологий, обеспечивающих возобновление материальных и природных ресурсов, имеющих приоритетное значение для экономики казачьих производителей;
— правовое оформление в системе межбюджетных отношений зон опережающего развития и долговых федеральных обязательств по удовлетворению финансового требования возмещения ущерба, причиненного государством репрессированной общности казаков с учетом современного административно-территориального устройства.
Достижение поставленных целей обеспечивается местным казачьим самоуправлением восстановленных станицах, основанным на принципах традиционного (обычного) народоправства, реализуемого через:
— непосредственное участие населения в осуществлении властных полномочий;
— поддержание баланса прав и обязанностей полноправных членов местного сообщества в отношениях друг с другом и органами управления станицы,муниципалитета и государственной власти;
— оценку качества реализация полномочий станичных органов управления в пределах установленного срока их осуществления в системе индикаторов достижения результатов в конкретных сферах жизнеобеспечения местного сообщества.
Сроки реализации до 2020 г.I этап (до 2018 года) — разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового обеспечения реабилитации.II этап (до 2020 года) выполнение мер по социально-экономическому и культурному развитию территорий исторического и традиционного проживания казаков.
Приложения: 1) Декларация – 10 л. 2) Положение станицы – 13 л. 3) Уведомление о восстановлении станицы – 1 л. 4) План правовых и организационных мероприятий.
Ответственный секретарь Правления
Съезда восстановленных станиц А.В. Фалалеев
[1]Данные Минрегиона России от 7 по 22 июля 2008 г. Выборочный социологический опрос населения, «Современное российское казачество: политический, социальный, экономический портрет; анализ тенденций и прогноз развития государственной службы российской казачества», приведены без учета населения Республики Крым и Севастополя.
[2] Так, в Волгоградской области примерно из 1500 сельских и городских населенных пунктов 2/3 не имеет органов местного самоуправления.
[3] Правоустанавливающие и целеполагающие документы движения, определившие порядок осуществления реабилитации казачества,были разработаны и приняты 18 февраля 2017 г. на Съезде представителей восстановленных станиц:Декларация прав репрессированной, исторически сложившейся культурно-этнической общности (народа) казаков, (далее:Декларация), Временное положение восстановленной станицы, План проведения организационных и правовых мероприятий реабилитации общности казаков.
[4]Конституция России, Законы Российской Федерации от 26 апреля 1991 г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1995 г. № 948 «О мерах по осуществлению территориальной реабилитации репрессированных народов».
Результаты социологического исследования о казаках
Братья казаки, до сегодняшнего дня никто из нас, не смотря на то, что прошло более чем четверть века с принятия Закона РФ № 1107-1 от 26.04.1991 г. «О реабилитации репрессированных народов», так и не принял правового, а значит единственно возможного верного решения о реабилитации репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общности казаков.
В настоящее время, впервые за все годы существования движения «за возрождение казачества», решениями съезда представителей восстановленных станиц, репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общности (народа) казаков(далее: Съезд казаков), сформирована политико-правовая основа непосредственного волеизъявления репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общности (народа) казаков. Это позволяет коренному населения мест исторического и традиционного проживания казаков: